Посольство Российской Федерации в Республике Бенин и Тоголезской Республике
(229) 21-31-28-34
Экстренная связь: (229) 99-89-21-43
/

Статья А.Ю.Дробинина "Африканский полюс многополярного мира"

Африканский полюс многополярного мира

«Я предпочитаю умереть с гордо поднятой головой, с непоколебимой верой и глубокой уверенностью в будущем моей страны, чем жить в подчинении. Однажды история нас рассудит, но это будет не история, угодная Брюсселю, Парижу, Вашингтону или ООН, а история стран, освободившихся от колониализма и его марионеток».

П.Лумумба


В ноябре 2024 г. мне довелось в составе российской делегации принять участие в крупном международном форуме – первой в истории министерской конференции Форума партнерства Россия-Африка, которая была проведена в Сочи во исполнение решения российско-африканской встречи в верхах, состоявшейся в Санкт-Петербурге годом ранее. Конференция придала ускорение развитию возрождающихся связей с Черным континентом и стала еще одной важной вехой во внешнеполитической переориентации России на Глобальный Юг и Восток. Как планировщику мне было интересно получить объемное представление о наших африканских партнерах, их взглядах, заботах, тревогах и чаяниях. Вернувшись домой в Москву, я реализовал давнюю задумку и положил на бумагу те впечатления, мысли и идеи об Африке, её растущей роли в мировых делах, которые родились из многолетних наблюдений, поездок, контактов и чтения специальной литературы.

Эта статья написана с особой целью – показать, что у Африки есть всё, чтобы занять место одного из сильных центров нарождающегося многополярного мира, и что африканцы уже начали движение к своей цели. Сразу скажу, что мы не претендуем на полный охват темы, сознательно не затрагиваем многие исторические, культурологические, языковедческие и иные аспекты из сферы компетенции специалистов-регионоведов. В области нашего внимания будут, прежде всего, такие факты и свидетельства, по которым можно судить о динамике становления африканского полюса, его особенностях и перспективах. В наших планах – исследовать все существующие центры принятия глобально значимых политических решений, а также претендентов на эту роль. Но начать с Африки подтолкнул и чисто символический мотив, ведь именно там была «колыбель человечества», наша общая прародина. На основании антропологических находок, сделанных в районе Олдувайского ущелья (Танзания, 1959 г.) и озера Туркана (Кения, 1972 г.), ученые считают, что современный человек, Homo sapiens, появился, скорее всего, в восточной части Африки около двухсот тысяч лет назад.

Сегодняшняя Африка – это чрезвычайно сложная цивилизационная общность. Это и так называемая черная «Африка южнее Сахары», и арабо-берберский Магриб, где африканский мир встречается с арабо-мусульманским, а одна цивилизация как бы наслаивается на другую и переходит в нее. Это огромный континент множества самобытных народов, культур, религиозных течений, рас, самого разнообразного исторического прошлого. Однако внутреннее ощущение единой судьбы и вера в общее будущее, стремление к совместному развитию, интеграционные устремления в экономике и политике, активный поиск африканской идентичности – это и многое другое дает основание рассматривать Африку в качестве целостного геополитического субъекта, неотъемлемой составляющей многополярной системы будущего.

Африканский полюс – проблемы и перспективы

В декларации, принятой по итогам второго, Санкт-Петербургского, саммита Россия-Африка, провозглашается «возрастающая глобальная роль и влияние Африки в качестве одной из важнейших опор многополярного мира» .

И действительно, в первом приближении у Африки есть все слагаемые для того, чтобы сложиться в качестве суверенного центра силы. Располагая неисчерпаемыми демографическими и природными ресурсами, Африка – если воспользуется шансом на суверенное развитие – имеет завидные геополитические перспективы. Неслучайно говорят, что Африка – это континент будущего. По численности населения – 1,5 млрд человек – Африка находится на одном уровне с Индией и Китаем, по возрастной структуре имеет перед ними преимущество (половина африканцев – в возрасте до 20 лет) .

Эксперты посчитали, что к 2050 г. население континента может составить 2,5 млрд человек  – то есть каждый четвертый человек на Земле будет африканцем.

Африка – настоящая кладовая земных богатств. Это 30% мировых минеральных ресурсов, включая углеводороды, драгоценные металлы и камни, хром, бокситы, кобальт, уран, литий, марганец, уголь, редкоземельные элементы. На общей территории размером 30,37 млн кв. км (примерно в два раза больше России и в гораздо более теплом климате) достаточно плодородных почв, чтобы прокормить всех африканцев. Благодаря своему географическому положению, Африка имеет прямой доступ к глобальным транспортным коридорам, прежде всего океаническим.

В политическом измерении Африка – это 54 государства-члена ООН, 27 членов ОИС, 6 – ОПЕК , 5 – ФСЭГ . Среди государств-участников БРИКС континент представляют ЮАР, Египет и Эфиопия, в «Группе двадцати» на постоянной основе участвуют ЮАР, Египет и Африканский союз.

Африка быстро идет по пути укрепления институциональной надстройки, необходимой для согласования и реализации интересов стран континента. Это происходит на базе самобытной идеи панафриканизма с её опорой на многовековую историю африканских народов и местный традиционализм. Не вызывает сомнений, что «возрождение традиционных ценностей африканской цивилизации – залог подъема Африки в качестве самодостаточной цивилизации» .

Воплощением панафриканских начал является Африканский союз.  Консолидируя страны континента на общеконтинентальной платформе, он все чаще возвышает свой голос в мировой политике от имени всех африканцев. Особую важность имеет Афросоюз в стратегическом планировании. На саммите в Аддис-Абебе в 2015 г. был принят программный документ, нацеленный на превращение континента к 2063 г. в «зону силы»  – так называемая «Повестка дня 2063». Эта магистральная инициатива Африканского союза направлена на содействие индустриализации и укрепление африканского единства. Стратегический проект создания Африканской континентальной зоны свободной торговли – самой большой ЗСТ в мире – призван качественно укрепить интеграционные процессы с прицелом на формирование в лице Африки торгово-политического субъекта мирового класса.

Значимым шагом к расширению возможностей африканцев отстаивать свои приоритеты на международной арене стало получение Афросоюзом в сентябре 2023 г. при поддержке России и других государств-участников статуса объединения – постоянного участника «Группы двадцати» наравне с Евросоюзом.

Архитектура многополярного мира стягивается горизонтальными межполярными форматами, и на этом поле Афросоюз, Африка как совокупность государств – один из мировых лидеров. Мы упомянули саммиты Россия-Африка. Существуют аналогичные механизмы Африка-Китай, Африка-США, Африка-Индия, Африка-Евросоюз, Африка-арабский мир, Африка-Латинская Америка, Африка-Турция. Напрашивается создание формата Африка-АСЕАН.

Встроенность Африки в межконтинентальные процессы обеспечивается и через участие отдельных африканских государств в Ассоциации регионального сотрудничества прибрежных стран Индийского океана (АРСИО), Организации государств Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, Организации исламского сотрудничества, Сообществе португалоязычных стран.

Для структурирования внутриафриканского пространства ключевое значение имеют межстрановые объединения на субрегиональном уровне. Прежде всего, это Сообщество развития Юга Африки (САДК), Межправительственный орган по развитию (ИГАД), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). Значительным потенциалом располагают Восточноафриканское сообщество (ВАС), Экономическое сообщество государств Центральной Африки (ЭСГЦА) и Общий рынок для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Плотная артериально-венозная ткань политических и экономических связей внутри африканского полюса повышает его жизнеспособность.

По оценке информированных российских экспертов, африканские страны «поддерживают друг друга на мировой арене и занимают общие позиции по многим вопросам международной повестки дня» . При этом Африка стремится направить международные дискуссии в конструктивное русло с упором на решение практических проблем социально-экономического развития, борьбу с бедностью и несправедливостью, искоренение современных практик неоколониализма, обеспечение безопасности и урегулирование конфликтов, повышение устойчивости к эпидемиям.

Как и все остальное Мировое большинство, а, может, даже и в большей степени, африканцы страдают от попыток политизировать международные дискуссии, подчинить механизмы международного сотрудничества интересам бывших колониальных метрополий. Африканцев не может устроить, что порой их по-прежнему пытаются использовать в качестве массовки в рамках внешнеполитических проектов, продвигаемых под эгидой концепции «порядка, основанного на правилах». Это и попытки завлечь на «саммиты за демократию», проводившиеся по инициативе администрации США в 2021-2024 гг., это и давление с целью заставить голосовать за антироссийские решения в ООН и на других площадках, это и старания с целью заручиться хотя бы видимостью поддержки однобоких инициатив по урегулированию украинского кризиса, не учитывающих интересы России.

Африканские эксперты сетуют на то, что Запад не готов «признавать право стран континента на свою повестку» , а его политика по отношению к оппонентам сводится к «наказанию за наличие собственных интересов» . Мы не можем не поддержать тех африканцев, которые открыто призывают «ЕС и других союзников США не навязывать образ жизни и ценности тем, кто этого не желает» . Нельзя не согласиться и с выводом о том, что для Запада с некоторых пор украинская тема затмила все остальное .

Голос Африки, подкрепленный мощными естественными потенциалами, звучит в мире все громче. У нас нет сомнений, что этот благотворный процесс будет нарастать по теме дальнейшей консолидации и суверенизации африканского полюса. Однако обретение Черным континентом высокого уровня экономической самодостаточности и, как следствие, геополитической устойчивости невозможно без «устранения всех сохраняющихся эффектов колониализма» .  

Африка в путах неоколониализма

«От Европы, о нашей свободе пекущейся, избавь нас Господь»
Бернар Буа Дадье, поэт (Кот д’Ивуар)

Африка – наиболее пострадавший от колониализма континент, который столетиями беспощадно грабили европейцы, выкачивая оттуда человеческие и материальные ресурсы. Награбленное послужило «реактивным топливом» для опережающего развития европейских стран и США. Либерийский поэт Бай Т.Мур в 50-х годах XX века писал: «Цивилизаторство идет полным ходом – золото и алмазы переправляют в Европу». Эти горькие слова – иллюстрация исторической травмы, нанесенной африканцам колониальными метрополиями. Африканские эксперты убеждены: предпосылки комплексного отставания Африки  и конфликтов, возникающих на территориальной и этно-конфессиональной почве , были в преобладающей степени заложены хищнической политикой колонизаторов.

Исторический шанс обрести самостоятельный вес в мировых делах Африка получила с началом процесса деколонизации 1950-1960-х гг. Самоотверженная борьба нескольких поколений африканцев за независимость породила плеяду политиков, вписавших свои имена в мировую историю. Это Патрис Лумумба, Нельсон Мандела, Джомо Кениатта, Антонио Агостиньо Нето, Самора Машел, Амилкар Кабрал и многие другие. 1960 г. получил название «Год Африки». Из 17 принятых в ООН в 1960 г. государств 16 были африканскими . Им, избавившимся от военного и политического гнета колониальных держав (Бельгии, Британии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Франции), предстоял тяжелый путь строительства новообретенной государственности.

Формальное завершение эпохи колониализма не принесло Африке подлинного освобождения от внешней зависимости, прежде всего в экономической сфере. Континент с его богатейшими ресурсами, но недостаточно развитой инфраструктурой и промышленностью по сей день приковывает к себе внимание западных ТНК. Кенийский писатель Нгуги Ва Тхионго сказал, что смысл борьбы Запада за Африку состоит в «доступе к местным ресурсам» .

До сих пор Африка занимает периферийное место в системе международного разделения труда, по сути, служит источником дешевого сырья и рынком сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью. Западу такой чисто дискриминационный расклад, обеспечивающий его развитие за счет других в рамках неэквивалентного обмена, абсолютно выгоден. Для его сохранения и увековечивания бывшие метрополии задействуют в Африке разветвленный неоколониальный инструментарий. Смысл – в долговом закабалении через кредитную политику МВФ, Всемирного банка и других западных «доноров», осуществлении внешнего контроля за правительствами африканских стран и реализации грабительских схем, предполагающих вывод получаемой прибыли в западные юрисдикции практически в полном объеме. Как верно подмечают африканские политологи, «Западу выгодна схема, при которой любой т.н. прогресс обеспечивается в основном за счет ТНК и не конвертируется в развитие» .

В прошлом имели место попытки сломать эту систему, поставить богатства Африки на службу ее жителей. К примеру, панафриканские инициативы зверски убитого при поддержке НАТО лидера Ливийской Джамахирии М.Каддафи. Их смысл состоял в использовании потенциала Африки для реализации масштабных проектов развития. Задумок было много – от учреждения общей валюты (золотой динар) и возведения инфраструктуры до формирования общеафриканской идентичности. Неудивительно, что столь прогрессивный взгляд на будущее Черного континента вошел в прямое противоречие с узкокорыстными интересами Запада и его неоколониальными практиками грабежа и диктата.

По сей день финансовая помощь Африке со стороны Бреттон-Вудских институтов и по линии отдельных западных государств обставляется унизительными требованиями. Африканские эксперты сетуют, что, к примеру, Агентство США по международному развитию продвигает преимущественно политическую повестку , укорененную в неолиберальной глобалистской идеологии. В качестве своего приоритета работы в Африке оно указывает распространение «демократии, поддержку гражданского общества, помощь в избрании руководства» . Инициатива ЕС «Глобальный доступ» предлагает ни много, ни мало подтвердить приверженность африканцев пресловутым западным ценностям (а там и примат ЛГБТ, и ювенальная юстиция, и расизм, и русофобия) и стандартам в обмен на содействие.

О масштабах систематической эксплуатации Африки со стороны Запада может свидетельствовать ситуация на мировом рынке кофе. Международная организация кофе оценивает его оборотную стоимость в 460 млрд долл в год . Из этих прибылей Африка получает менее 10%. Одна Германия ежегодно зарабатывает на кофеторговле больше, чем все страны Черного континента вместе взятые. В сфере продовольственной безопасности Запад с колониальных времен руками лоббистских кланов проводит линию на вытеснение из рациона африканцев традиционных местных сельхозкультур, повсеместно насаждая пшеницу, плохо подходящую к климатическим условиям региона. В результате многие страны Африки попали в рукотворную «пшеничную ловушку» и принуждаются к импорту дорогих продуктов из этого злака, произведенных в ЕС .

Продвигая в Африке так называемую климатическую и экологическую повестку, Запад также основывается на своих эгоистических коммерческих и политических интересах, которые идут вразрез с чаяниями африканских стран. Как отметил В.В.Путин, африканским странам «навязывают современные инструменты и технологии. Но они не могут их приобрести … и денег никто не дает. Но заставляют опять зависеть от западных технологий и кредитов. Кредиты дают на ужасных условиях, кредиты вернуть невозможно. Это еще один инструмент неоколониализма» .

О том, кому, по мнению Запада, принадлежит право распоряжаться африканскими ресурсами, наглядно свидетельствует состав учрежденного в 2022 г. для Африки «Партнерства в сфере поставок полезных ископаемых»: Австралия, Великобритания, Германия, Канада, Республика Корея, США, Швеция, Финляндия, Франция, Япония и Еврокомиссия. Итогом деятельности подобных партнерств всегда становится лишение африканцев возможности конвертировать свои ресурсы в экономический, технологический и политической суверенитет.

В силу встроенности в западную повестку воду на мельницу такой политики льет ООН. Достаточно взглянуть на «африканский» раздел веб-сайта Всемирной организации, где список проблем региона возглавляет не бедность, не мигранты (40% от мирового числа ), не терроризм или пиратство, не конфликты, не нарко- и оружейный трафик, а изменение климата . Пять действующих миротворческих миссий ООН в Африке , по оценке африканских политологов, демонстрируют хроническую неспособность добиться улучшения ситуации в сфере безопасности . Деятельность ооновских агентств, таких как УКГВ, УВКБ, ПРООН, направлена на удовлетворение сиюминутных потребностей в координации с ангажированными западными НПО. Добавим к этому политизацию системы содействия международному развитию со стороны западных доноров.

Всемирная организация пособничает Западу в его глобальной когнитивной войне через легитимизацию выгодных ему концепций и нарративов. Многие африканские страны вынуждены считаться, например, с тем, что Программа развития ООН в своей деятельности опирается на ложную концепцию насильственного экстремизма. В ее рамках распространение радикальных экстремистских идеологий увязывается с нарушением прав человека . Рекомендации ооновцев, если отбросить частности, сводятся к ограничению полномочий и инструментария властей в борьбе с угрожающими стабильности экстремистскими и порой откровенно террористическими элементами, которые, однако, действуют в русле целей, отражающих интересы Запада. Реальные причины терроризма – деструктивное внешнее вмешательство, ослабление и слом государственности , межобщинные противоречия, зачастую провоцируемые в интересах западных ТНК , – не в счет.

Такая линия светит отраженным светом от национальных политик стран Запада. Так, стратегия США в отношении Африки южнее Сахары в качестве приоритетов указывает на все то же распространение демократии, поддержку гражданского общества и активистов, расширение прав ЛГБТ, борьбу с дезинформацией (читай – введение цензуры на любую информацию, которая не по нраву американцам или их сателлитам), «зеленый переход» . Уже писал о том, что революционная в плохом смысле слова неолиберальная повестка является в своей основе порождением больших западных денег и нужна не для какого-то прогресса или развития, а для обслуживания интересов глобалистских ТНК . То, что они творят в Африке – яркая тому иллюстрация.

Молодые африканские эксперты справедливо отмечают, что «выход из подчинения начинается с деколонизации мышления» . Запад с беспокойством наблюдает за процессом суверенизации африканской геополитической общности. Некоторые из западных ученых вынужденно признают, что «африканские страны нуждаются в том, чтобы их понимали и уважали» . Интересно, что на Западе призывают бороться даже с термином «Глобальный Юг» как якобы продуктом российской пропаганды . Озабочены тем, что Россия «играет на разочаровании Африки в связи с отсутствием должной представленности в глобальном экономике и управлении». Напоминают, что «континент не примет нравоучений» .

Относиться к странам Юга и Востока как к равным себе англосаксам и европейцам мешает болезненный синдром собственного превосходства. Что говорить, если в Брюсселе еще в 1958 году, при жизни нынешнего поколения, устроили выставку, где в качестве «экспонатов» показывали живых людей, привезенных из бельгийского Конго. Человеческие зоопарки в Евроатлантике, в том числе в Антверпене, Лондоне, Нью-Йорке и Гамбурге, функционировали всю первую половину XX века.

Время, однако, берет свое. Большая историческая тенденция состоит в том, что эпоха доминирования Запада на Африканском континенте окончилась. Происходит развал постколониальных зон влияния бывших метрополий. Достаточно увидеть, с какой скоростью сокращается сфера военно-политического контроля Парижа в странах африканской франкофонии. Африканцы постепенно избавляются от бремени устаревших и неэффективных механизмов сотрудничества, в том числе в области безопасности, от механизмов, завязанных на неоколониальные интересы Запада (пример последнего времени – учреждение Альянса, а затем и Конфедерации государств Сахеля). Беря решение застарелых проблем в свои руки, лидеры сопротивления внешнему диктату руководствуются принципом, который африканские историки формулируют следующим образом: «работающими на континенте могут быть только такие формулы, которые не навязаны извне, а выработаны африканцами» . Кстати, известный принцип «африканским проблемам – африканские решения» в эпоху регионализации мировой политики становится прототипом аналогичных подходов к решению проблем безопасности Ближнего Востока, зоны Персидского залива, Афганистана, Восточной Азии и в целом Евразийского континента – подходов, предполагающих преимущественную ответственность самих стран региона за свою судьбу.

Наконец, помогает и то, что африканское освобождение гармонично вписывается в широкий международный контекст укрепления многополярности. Изменения в мировом соотношении сил приобрели необратимый характер. Африканские эксперты отмечают, что в новых условиях «континент должен делать упор на развитие собственных институтов, углубление межафриканского сотрудничества, которое основывалось бы на принципе взаимной выгоды, а не на зависимости» . Эти и другие ключевые тезисы звучали в ходе встреч оргкомитета межпартийного Форума сторонников борьбы с современными практиками неоколониализма, инициированного в 2023 г. Всероссийской политической партией «Единая Россия», учредительное заседание которого состоялось в феврале 2024 г. при широкой представленности африканцев. Результатом совместной работы стало рождение антиколониального движения «За свободу наций!».

Как серьезную политическую победу следует рассматривать принятие 4 декабря 2024 г. резолюции ГА ООН «Искоренение колониализма во всех его формах и проявлениях», проект которой был подготовлен государствами – участниками Группы друзей в защиту Устава ООН при ведущей роли России. Подавляющее большинство стран Африки проголосовали «за» эту резолюцию, направленную на обеспечение полной реализации Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и в этом контексте предписывающую рассмотреть вопрос об объявлении 14 декабря Международным днем борьбы с колониализмом во всех его формах и проявлениях (в ознаменование даты принятия Декларации). В этом шаге, поддержанном африканцами, видим залог того, что ООН все-таки не потеряна и пока еще может сыграть конструктивную роль в объединении прогрессивных сил по борьбе с гегемонизмом и несправедливостью.

Роль локомотива в процессе укрепления многополярности призвано сыграть объединение БРИКС, в котором Африку, как уже отмечал, сегодня представляют ЮАР, Египет и Эфиопия. В сегменте «плюс/аутрич» саммита БРИКС в Казани в октябре 2024 г. также приняли участие Республика Конго и Мавритания. Кроме политического значения, связанного с участием африканцев в этом многостороннем объединении, есть и прикладной срез, относящийся к валютно-финансовым инициативам БРИКС. Новый банк развития и Пул условных валютных резервов – надежные деполитизированные инструменты, на которые страны Африки смогут опираться при решении вопросов суверенного развития. Африканские политики и эксперты высоко оценивают потенциал БРИКС, считают, что объединение – движитель строительства нового справедливого международного порядка , фундамент архитектуры международных отношений, которая приходит на смену механизмов однополярности . В этом с ними солидарны российские политологи: расширение БРИКС, в том числе путем приема Египта и Эфиопии, «является зримым свидетельством того, что мир движется в сторону многополярности» .

На наших глазах, по меткому замечанию С.В.Лаврова, «идет уже второе пробуждение Африки, на этот раз – от неоколониального гнета, от практик, которые тормозят ее развитие» . С дальнейшим перераспределением экономической и политической мощи в глобальном масштабе, созданием альтернативных западным финансовых, экономических, политических и гуманитарных платформ, африканцы получат еще больше возможностей окончательно встать на путь национально-ориентированного развития. Россия готова оказать африканским друзьям в этом всестороннее содействие.

Россия и Африка – время собирать камни

«Дай Бог дождя или русских»
Сомалийская пословица

В Концепции внешней политики России отмечается, что наша страна намерена способствовать становлению Африканского континента «в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития» . По словам В.Путина, сотрудничество с африканскими государствами – один из неизменных приоритетов внешней политики нашей страны . Декларация саммита Россия-Африка говорит об исторически сложившихся и проверенных временем дружественных связях между Российской Федерацией и африканскими государствами, взаимном уважении и доверии, традициях совместной борьбы за искоренение колониализма и становление независимости африканских государств» . У нас есть и общий образ будущего. В совместном заявлении по итогам Сочинской конференции министров 2024 г. подчеркивается «ответственность Российской Федерации и африканских государств за содействие формированию справедливой и стабильной системы мироустройства, основанной на принципах суверенного равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, уважения суверенитета» .

Россия заинтересована во внутренней консолидации Африканской цивилизации, ее процветании на суверенных началах. Мы, как и наши африканские друзья, отвергаем современные практики неоколониализма, осуждаем политику односторонних санкций . Нас объединяет запрос на демократизацию международных отношений и приверженность принципу суверенного равенства государств. Мы не смотрим на африканцев сверху вниз, уважаем их чаяния и интересы, готовы к равноправному партнерству, не навязываем идеологию, ценности или модели развития. Отношения с каждой страной для нас самоценны. Как отметил В.Путин, «в истории наших отношений с Африканским континентом не было никакой тени – никогда, мы никогда не занимались эксплуатацией африканских народов, никогда не занимались чем-то антигуманным на Африканском континенте. Наоборот, всегда поддерживали Африку, африканцев в их борьбе за свою независимость, за суверенитет, за создание базовых условий развития экономики» .

Африканцы с благодарностью помнят вклад СССР в деколонизацию, становление экономик их стран, их обороноспособности, государственности. Все объекты, сооруженные при участии нашей страны, становились фундаментом развития, способствовали росту уровня жизни населения . К 80-м годам XX века СССР имел соглашения о техническом и экономическом сотрудничестве с 37 из 53 стран континента, построил 600 предприятий и других объектов . Советские люди занимались возведением школ, больниц, ферм, систем орошения, прокладкой дорог. Африканские политологи подчеркивают, что, в отличие от бывших метрополий, Россия исторически нацелена на содействие решению реально имеющихся проблем, при этом она не преследует корыстных интересов .

В Африке нет недружественных России государств. Ни одна страна континента не присоединилась к антироссийским санкциям. Африка занимает первые места среди тех, кто отказывается поддерживать инициируемые Западом антироссийские проекты резолюций ГА ООН .

В России государства Черного континента видят интеллектуального лидера, способного продвигать в международных структурах повестку, отвечающую чаяниям Африки и всего Глобального Юга. Игрока, поддерживающего Африку в законном стремлении к расширению представленности в межгосударственных организациях , включая СБ ООН. На этот счет у африканцев есть общая позиция, сформулированная в т.н. «консенсусе Эзулвини» и Сиртской декларации, позиция, которую Россия уважает.

Сегодня – время возвращения России на Африканский континент, эпоха возрождения утраченных связей и наверстывания упущенного. Чтобы понять масштаб стоящих задач, имеет смысл взглянуть на цифры и сравнить. В 1985 г. торговый оборот СССР с государствами Африки составлял 5.9 млрд долл., к 1995 г. он упал до 0.98 млрд долл.  В большинстве роспосольств в африканских странах была ликвидирована должность экономического советника. Были закрыты посольства в Буркина-Фасо, Лесото, Либерии, Нигере, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Сьерра-Леоне, Того и Экваториальной Гвинее, консульские учреждения в Оране (Алжир), Лобиту (Ангола), Порт-Саиде (Египет), Бенгази (Ливия), Туамасине (Мадагаскар), Бейре (Мозамбик), Аджаокуте (Нигерия), Занзибаре (Танзания) .

Тысячи отечественных специалистов, успешно работавших в Африке, были вынуждены ее покинуть. Все это делалось под лозунгом «экономической целесообразности» для России, которая много лет подряд якобы «из идеологических соображений кормила Африку», не получая адекватной практической отдачи . Между тем, в советский период на континент экспортировались огромные объемы советской промышленной продукции, но реформаторами первой половины 1990-х гг. это в расчет не принималось. В итоге были утрачены крупные рынки для российских товаров с высокой добавленной стоимостью, источники стратегически важных ресурсов для развития современных отраслей экономики и, разумеется, целый комплекс невосполнимых человеческих связей. Слава Богу, эта печальная страница истории перевернута и осталась позади.

О важности африканского направления для российской внешней политики на современном этапе свидетельствует частота визитов С.Лаврова в страны континента. В 2024 г. Министр побывал в Гвинейской Республике, Республике Конго, Буркина-Фасо и Чаде. В 2022-2023 гг. С.Лавров посетил Египет, Республику Конго, Уганду, Эфиопию, Эсватини, Анголу, Эритрею, Мали, Мавританию, Марокко, Тунис, Судан, Кению, Бурунди, Мозамбик, трижды был в ЮАР.

Мне довелось сопровождать Министра в этих поездках. Практически во всех точках, где принимали С.Ларова, было ясно, что на континенте нас ждут, в России видят силу, отстаивающую на международной арене правду, равенство и справедливость, стоящую на защите подлинного суверенитета и государственности. Показательно, что африканские эксперты связывают СВО и успехи народов континента в борьбе за независимость, отмечая, что «ход противостояния России с Западом влияет на настроения национально-ориентированных, суверенных сил в регионе» . Неоднократно приходилось слышать эту мысль от официальных лиц африканских стран в ходе упомянутых визитов.

Сегодня нашей стране по плечу содействовать Африке в решении стратегической задачи суверенизации ключевых областей жизни и выхода из-под всех форм неоколониальной зависимости. Нужно помочь Африке подняться сразу на несколько ступеней вверх в международной системе разделения труда.

Россия может многое сделать для укрепления государственности африканских стран. Мы начали продвигать свою роль как гаранта комплексной безопасности государств континента. Присутствие российских военных инструкторов, обучение личного состава вооруженных сил и сотрудников правоохранительных органов, поставка и ремонт военной техники, поддержка законных властей в конфликтных ситуациях оказывают стабилизирующее воздействие и создают условия для развития. Как отмечают местные аналитики, «после провала в Африке Франции и миротворческих сил ООН, Россия оказалась надежным партнером, выполнив за пару месяцев то, что за годы не смогли сделать международные контингенты» .

Наша страна способна содействовать индустриализации Черного континента (строительство АЭС малой мощности, предоставление модульных реакторов, возведение инфраструктурных и производственных объектов). Россия помогает в обеспечении продовольственной и энергетической безопасности, улучшении ситуации в сфере здравоохранения и укреплении общеафриканской системы реагирования на эпидемические угрозы (африканцы помнят о решающем участии специалистов российского Минздрава и Роспотребнадзора в борьбе с лихорадкой Эбола в Западной Африке в 2014-2015 гг., а также о своевременных поставках вакцин «Спутник V» во времена пандемии коронавируса COVID-19). Видим широкие перспективы у сотрудничества в энергетике, геологоразведке, добыче полезных ископаемых, научно-образовательной сфере, телекоммуникациях, кибербезопасности, сельском хозяйстве. Африканцы заинтересованы во взаимодействии с Россией в сфере передовых технологий: это и мирный космос, и мирное использование ядерной энергии, и внедрение передовых отечественных ИКТ. При этом наше сотрудничество не обставляется политическими условиями.

Фундаментальный задел на будущее – не завязанная на Запад инфраструктура взаиморасчетов, которую необходимо создать. С учетом зависимого от Запада положения большинства универсальных международных организаций возрастает значение помощи Африке по двусторонним каналам. Прямое безвозмездное содействие нуждающимся странам континента через поставки зерна, удобрений и топлива – важная составляющая российской политики.

Особое координирующее значение имеет поддержание заданного ритма рамочного политдиалога с Африкой путем проведения двусторонних саммитов раз в три года (следующий должен состояться в 2026 г.) и – в промежутках – ежегодных министерских конференций Форума партнерства Россия-Африка (в 2025 г. планируется организовать ее в одной из африканских стран). Большие перспективы сохраняются в сфере координации с региональными структурами – ИГАД, САДК, КОМЕСА, ЭКОВАС, АГС, ЭСГЦА и др. Востребован интерес Афросоюза к сопряжению Континентальной зоны свободной торговли в Африке (АКЗСТ) с интеграционными процессами в рамках Евразийского экономического союза. В будущем возможна состыковка АКЗСТ с другими интеграционными объединениями в контексте реализации внешнего измерения выдвинутой В.Путиным инициативы создания Большого Евразийского партнерства.

Россия взяла курс на восстановление работы или открытие новых посольств на Африканском континенте: в частности, в Нигере, Сьерра-Леоне, Южном Судане, Гамбии, Либерии, Союзе Коморских островов и Того. В 2024 г. заработали дипмиссии в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее. Иногда от, в принципе, неглупых людей, сделавших себе карьеру и имя на дипслужбе в эпоху «братания с Западом» 1990-х – 2000-х гг., приходится слышать примерно такое: «Мало кто захочет поехать работать в Африку: там и климат тяжелее, чем в Европе, и медицина похуже будет». Доля правды в подобных суждениях есть. Дело каждого – решать, что он ищет в своей профессии. Вместе с тем, служение Отечеству – это, в первую очередь, работа на выполнение государственных задач, и только во вторую и третью – обеспечение личного комфорта, что бы каждый под этим ни понимал. Такую точку зрения разделяет руководство внешнеполитического ведомства России. Этим мы руководствуемся, осуществляя давно назревшую «переброску» кадров на незападные направления.

Полезный вклад в общую копилку российско-африканского партнерства вносит развитие межпарламентских связей: позитивный резонанс имела состоявшаяся в марте 2023 г. в Москве Международная парламентская конференция «Россия-Африка в многополярном мире».

В новых условиях востребована более наступательная, проактивная позиция российского бизнеса, который открывает для себя неисчерпаемые возможности работы на Черном континенте. Стремительно устаревает представление о том, что «выходы» в Африку выгоднее осуществлять только через западных посредников. Собственная база знаний российских бизнесменов об африканских рынках должна расширяться. Главное – экономическое сотрудничество с Африкой выстраивается не на идеологических догмах, как в советское время, а на принципах взаимодополняемости экономик и обоюдной выгоды.

Повышение информированности об Африке и ее проблемах – задача, которая касается не только бизнеса. Необходимо изучать Черный континент и весь Глобальный Юг по местным и нашим, собственным, источникам, а не по статьям в «Нью-Йорк таймс» и сводкам МВФ. Следует вернуть в экспертно-аналитический оборот наработки советской регионоведческой школы. Нужно глубже знакомиться с трудами африканских авторов, избавляться от психологического комплекса западоцентризма, привычки судить о Мировом большинстве с позиции «человека Запада». Преимущество России – уникальная школа подготовки африканистов, свободно владеющих африканскими языками. В МГИМО изучаются суахили, африкаанс и амхарский языки, в ИСАА – помимо упомянутых, еще фула. Африканские языки преподаются в РУДН, РГГУ, СПбГУ, а также других вузах по всей нашей стране. Однако в советские годы спектр преподаваемых языков был шире, а наборы студентов многочисленнее. И здесь у нас есть к чему стремиться.

* * *

Роль Африки в мировой политике неуклонно растет. Становление панафриканской идентичности идет медленно, однако рост самосознания африканских народов и их стремление компенсировать упущенное в колониальную и постколониальную эпохи служат мощным стимулом к утверждению Африки в роли одного из полюсов многополярного миропорядка. Такая перспектива, как справедливо отмечают африканские ученые, напрямую влияет на судьбу многополярности .

В своей борьбе за справедливость и «место под солнцем» африканцы могут всецело положиться на дружественную Россию.

Алексей Дробинин, Директор Департамента внешнеполитического планирования МИД России.